BISCUIT HOUSE
ЖУРНАЛ
Искать и находить ответы в искусстве. Главное, спросить: «Что я на этой картине вижу?»

Со своим отцом я общалась немного, но в памяти яркими вспышками остаются моменты, когда он рассказывал мне о картинах. Первое воспоминание – из его квартиры. Тогда я подошла к странному ярко-оранжевому холсту, вдоль и поперек исписанному мазками. «Что здесь нарисовано?» - я была в недоумении, ведь чего-то конкретного на этой картине найти я не смогла. «Это абстракция. Здесь каждый увидит абсолютно разное. Вот что здесь видишь ты?» - ответил он. И я увидела: людей, животных и дома, сквозь беспорядочные линии масляных красок. Да, фигура отца в моем детстве была отнюдь не постоянной. Но сколь полезной была его попытка привлечь меня любить искусство, я оценила многими годами позже. Когда в 17 лет, впервые поступив в Московский университет, исходила этажи местных картинных галерей и нашла там свою тихую гавань и обитель, я по-настоящему оценила вклад.

Вы бывали когда-нибудь в картинных галереях? А можете прямо сейчас сказать, в чем их особенность, и как такие места влияют на вас? Пусть я сегодня буду вашим белым кроликом из «Алисы в стране чудес» и проведу вас в удивительный мир изобразительного искусства и те волшебны места, где оно обитает. Я расскажу, как не только смотреть на картины, но и по-настоящему видеть их глубину и чувствовать эмоции героев и художника. И, надеюсь, мне удастся объяснить, почему так важно использовать этот чудесный вопрос «Что ты на этой картине видишь?», который помогает и в жизни.

Я + галереи = волшебство внутри и чувство силы

Когда мне удается вновь укутаться в тепло галерей, делаю всегда одно и то же действие: подхожу к каждой картине по очереди и спрашиваю себя: что я здесь вижу? Именно поэтому на поход в картинные галереи я закладываю достаточно много времени. Над каждым холстом или даже обычным альбомным листом с детскими рисунками я размышляю. Пинакотеки и музеи – это всегда особенная атмосфера. Вы не почувствуете ее дома или через экран гаджета. Не почувствуете даже в самом любимом кафе или на сцене родного драматического театра, потому что климат арт-пространств – абсолютно разный, особенный, уникальный. Здесь говорят очень тихо; ступают неслышно, словно боясь потревожить замершие в картинах сюжеты; а посетители чувствуют особое единение друг с другом, потому что они вместе прямо сейчас прикасаются к чему-то неведомо-прекрасному.

Я ищу волшебство в каждой картине. Только подумайте: каких, возможно, титанических трудов стоило ее написать. Подобрать цвета и краски, выбрать референс или натуру, и просто писать. Сам факт наличия сюжета в том варианте, что видим мы с вами в галереях, - уже необычно. Ведь он мог быть нарисован совершенно иначе, и зритель мог получать совершенно иные эмоции, не те, что он испытывает сейчас. Здесь, кстати, можно провести удивительную аналогию с жизнью: что было бы, если пять лет назад вы выбрали совершенно иной путь. Уехали в другой город, поступили в другой университет, решили пройти прямо, а не повернуть за угол дома. Как бы сложилась наша жизнь – не знает уже никто. И даже теория параллельных реальностей не даст нам ответы на такие вопросы. Но мы можем научиться наслаждаться тем, что уже имеем сейчас.

Могу ли я сказать, что галереи и музеи – мои места силы? Определенно.

Это место силы энергии. Она вихрем проходит сквозь тебя, когда ты покупаешь билет у кассира. Она накрывает соленой волной, когда ныряешь в море холстов и колоритов, мазков и искусства багетов, кракелюров и пленэров.

Это место силы истории. Кто еще до тебя смотрел на эту же картину? Сколько людей? Сколько им было лет, и как складывались их судьбы потом? Живы ли они сейчас? Ты попадаешь в цепь единения, как в «Танце» Анри Матисса, и буквально не можешь остановиться от этого захватывающего кордебалета личностей в твоей голове.

Это – место, где я могу найти себя. Вы пробовали делать это раньше…искать в искусстве себя и ответы на мучающие прямо сейчас вопросы? Ведь, знаете, практически все, над чем мы сейчас ломаем голову, люди проходили раньше; и как-либо оставили след во всем человечестве. Композиторы в музыке, журналисты в материалах, художники – в картинах и декоративно-прикладном искусстве.

Вы знали, что в 1500 году все человечество ожидало конец света? Без преувеличения – каждый готовился отправиться в мир иной. И работы художников – тогда господствовал Ренессанс – тоже об этом говорили.Картина Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество» об этом же. Историки предполагают, что художник писал ее под влиянием покаяния в своих грехах, ведь совсем скоро на землю должен был прийти Сатана, и принестиэпидемии, голод и смерти. Совсем как в 2012 году, когда закончился календарь Майя, помните?

Это удивительно, но люди всегда люди.

Я твердо убеждена: в картинах можно искать себя и находить; главное спросить вовремя – «Что я на этой картине вижу?» После этого вас будет ужене остановить. Даю слово.

Продолжение для тех, кому интересны новости из мира искусства:
На прошлой неделе, 6 апреля, международная сеть журналов об искусстве «The Art Newspaper» проводила юбилейную XX премию в России. Были определены победители в разных номинациях, однако я, буквально забыв как дышать от интереса, следила за одной из них – «Выставкой года».

Об издании, которое помогает прикоснуться к волшебству

В этой номинации цезаревские лавры победы забрала выставка «Бывают странные сближенья» из госмузея имени Пушкина. Почему The ArtNewspaper Russia взяли на себя такую большую ответственность – определять, что в этом году стало главным в области прекрасного? Да потому они – мировая сеть журналов об искусстве, ведущая свою деятельность почти 40 лет! И в Россию они пришли совсем недавно, до этого печатаясь в Италии, Греции, Китае, Израиле, Америке и Франции. Внушительный послужной, не правда ли?

Меня же это издание покорило тем, что настолько качественно об искусстве и людях из этого особенного мира мне не рассказывал никто. Несколько лет назад владельцем всей (подчеркну) международной сети стала россиянка Инна Баженова – женщина, которая заставляет меня сходить с ума, благодаря той женской силе, которую она год за годом демонстрирует читателю.

Она же и учредила премию The Art Newspaper Russia, что на прошлой неделе вот уже десятый раз называет лучших из лучших в области искусства. Здесь и о реставрациях, и о книгах, и о людях, и о музеях. И о выставках, на которые я так лаконично намекнула вам выше.

Зачем награждать выставки?

Думаю, вам может показаться странным сам факт награждения музеев и выставок какими-то там премиями. Что они вообще с ними будут делать? Они же никак не повлияют на их содержание. Или как поролоновая статуэтка может показать качество наполнения объектов искусства?

Я объясню. Премии – это не только финансовые возможности для развития музеев и выставок, но и показатель качества для всего арт-сообщества и сочувствующих ему. Здесь же начинают выполнять свою роль и СМИ, рассказывая всем о победителях премии и привлекая людей к искусству больше и больше. Я, как журналист, считаю одним из важнейших критериев именно последний; а как человек, испытывающий постоянный арт-трепет, радуюсь тому, что все больше и больше людей приобщается к искусству.Премии в подобных областях – шаг в развитии, не побоюсь этих слов, всего человечества.

Автор статьи: Екатерина Худолеева